Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Любимый край степной...

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной...

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота ...

Казачья Родина моя !

Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно — патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины — с того место, где ты родился и живешь.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент — это часть включающая материалы о регионе.

Для реализации регионального компонента в ДОУ созданы достаточные условия, которые приводятся в соответствие с ФГОС, а именно разработаны:

— «Программа введения казачьего компонента в образовательный процесс Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 „Светлячок“ на 2015-2018 гг.»;

— «Рабочая программа по приобщению дошкольньков к культуре родного края „На вольном ,на синет ,на тихом Дону...“кружка „Казачок“ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 „Светлячок“»;

Календарно-тематическое планирование работы кружка «Казачок» по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Донского края(старшая подгруппа разновозрастной группы)Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Светлячок».

Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.
Работа с семьей (2 этап)
Важным условием эффективной реализации казачьего компонента дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья — это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для мини музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

На территории дошкольного учреждения расположен уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется цветник, за которым ухаживают воспитанники. В разновозрастной группе оформлен патриотический уголок, в котором находится иллюстративный материал, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, хутором, символикой, животными и растениями Ростовской области, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. Кроме того, в ДОУ оборудован мини-музей «Казачья горница», который оформлен в виде русской избы, где представлены предметы быта казаков (прялка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, казачьи костюмы, глиняная посуда (горшки).Воспитатели используют экспонаты для проведения непосредственно образовательной деятельности и тематических мероприятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед.

Мини-музей — это результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей (законных представителей). Создание мини — музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края, культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада используют различные формы и методы работы:

  • целевые прогулки и экскурсии по территории хутора;
  • наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
  • беседы о родном хуторе;
  • использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
  • слушание песен о родном крае;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: «Покрова», «Рождественские колокола», «Масленица», «День матери казачки».

За короткий период реализации регионального компонента воспитателями проделана большая работа в накоплении и собирании материала по данной теме.

И как итог такой совместной, плодотворной работы в 2016 г. на основании приказа Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от 30.05.2016 г. № 81 «О присвоении статуса „казачье“ образовательным учреждениям» Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению присвоен статус «казачье».