Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный этап

Анкетирование родителей с целью выявления семей причастных к казакам, осведомленности о истории и культуре донских казаков. Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта.

Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о казаках.

2. Основной этап
Работа с детьми

Тема: " Кто мы, откуда. Где наши корни" — развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.

Тема: " Древняя Русь" — продолжать знакомить детей с историей нашей Родины, откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.

Тема: " Россия — Родина моя" — формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

Тема: " Наши предки — славяне" — расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

Тема: " Дон, земля донская, донские казаки" — донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему

Тема: " Возрождение казачества на Дону" — рассказать детям, что история донского казачества — неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.

Тема: " Как воспитывали казака" — дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: " К худой голове своего ума не приставишь«, беседа об уме и глупости — показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Тема: «Живет в народе песня» — знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.

Тема: «Казачий быт» — через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.

Тема: «Казачий курень» — углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой — куренем.

Тема: «Казачья утварь» — мебель, посуда — знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

Тема: «Казачий костюм» — изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

Тема: «Хлеб — всему голова» — традиционное занятие казаков в мирное время — земледелие.

Тема: " Покров — первое зазимье« — знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

Осенний казачий праздник «Осень на порог — на стол пирог»

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» — этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

Развлеченение с мамами «День матери — казачки»

Тема: «Наша станица зимой» — о красоте родного края. Тема: " Обряды и праздники на Дону« — познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.

Тема: «Языческие праздники ( Святки, Новый год ) — раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.

Тема: » Рождество Христово" — формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.

Тема: " Крещение« — продолжать формировать у детей целостное представление о православии.

Казачий стилизованный праздник «Святки в детском саду»

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» — дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

Тема: " Военные походы" — продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

Тема: " Казаки — люди вольные" — дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.

Тема: " На казачьем кругу« — продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.

Тема: «На героя и слава бежит» — беседа о героях-казаках, старинном оружии

Тема: «Золотые имена» — рассказ о выдающихся людях донского казачества.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» — беседа о прошлом и настоящем донского края.

Праздник 23 февраля «Казачья воинская слава».

Тема: «Пасха, Красная горка» — познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды.

Тема: " Масленица« — расширить знания о традициях, праздниках казачества.

Тема: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье» — знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Развлечение «Как на Пасху куличи»

Тема: «Архитектура. Православный храм» — дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т.п.) , внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме.

Тема: «Казачья кухня» — знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

Тема: «Народная медицина» — познакомить детей со средствами народной медицины ( лекарства, травы, заговоры и т. д. )

Тема: «Мировозрение ( развитие знаний о природе)» — познакомить детей с религиозным мировозрением наших предков, о развитии их знаний о природе.

Спортивный праздник с родителями «Казачьи игрища»

Предметно- развивающая среда.

Создание патриотического уголка .
Плакат «Слава тебе, Господи, что мы казаки»
Ширма- раскладушка для родителей и детей


" Край Донской- земли огромной долька"

Папка «Православные праздники»
Презентации «Оружие казака», «Казачья
одежда», «Казачий уклад», «Природа донского
края».

Работа с родителями

Консультации на тему: «Без прошлого нет будущего», " Воспитание детей в казачьих семьях"
Родительское собрание «Воспитание любви к
родному краю в семье» Изготовление казачьих
костюмов. Собрать экспонаты для мини-музея в детском саду, из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.

Предполагаемый результат.

  1. Выявить родителей, связанных с историей казачества.
  2. Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
  3. Получить педагогический опыт.

3. Заключительный этап

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.

Разработала проект воспитатель МБДОУ детский сад № 10 «Светлячок» Юрко
Любовь Ивановна


Нормативные документы и литература:

— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000.

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001).

— Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ).

— Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края».

— Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.

— Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».

— Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кирилова И .Х.

— Материалы журнала «Дошкольное воспитание» , газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.